ДИАГНОСТИКА НА ПЛАТНОЙ ОСНОВЕ: +7 (499) 488-84-74
Справочная служба МНТК (г. Москва): +7 (499) 906-50-01

Новости

ОЧКИ КАК ПРЕДМЕТ, ПРИЗВАННЫЙ УЛУЧШИТЬ ЗРЕНИЕ

13 июля 2012

И.В. Опимах,
ведущий редактор издательства «Иностранка»,
г. Москва

Как это ни грустно, но с возрастом здоровье наше не улучшается. Первыми, чаще всего, сдают глаза, и тогда нам на помощь приходят очки.

Очки стали поистине революционным изобретением, продлившим творческое долголетие и полноценное существование очень и очень многих.

Идея очков возникла давно, еще в Древнем мире: в гробнице фараона Тутанхамона, умершего в ХVI веке до нашей эры, т.е. более 33 столетий назад, среди великолепных золотых колесниц, украшений, роскошной мебели, статуэток богов и самых различных предметов (они, как полагали подданные фараона, могли пригодиться ему в загробном мире), лежала и пара тусклых коричневых стекляшек, в которых была вплавлена бронзовая проволочка, выполняющая роль дужек.

Античные ученые, и сегодня удивляющие нас некоторыми своими гениальными прозрениями, не придумали как облегчить жизнь слепнущим страдальцам, вот и Цицерон, достигнув зрелых лет, горько жаловался на то, что видит хуже и хуже, но никто ему не помог. Правда, Клавдий Птолемей описал в своих трудах наполненный водой стеклянный шар, сквозь который предметы выглядели увеличенными, однако никому не приходило в голову использовать такой шар в повседневной жизни. По свидетельству Плиния Старшего, император Нерон наблюдал гладиаторские бои через смарагд, шлифованный изумруд, но делал он это в солнечные дни, и Неронов смарагд был скорее прообразом солнечных, а не оптических очков. А кроме того, у всесильного императора вероятно просто болел глаз, а смарагд в те времена считался камнем чудотворным, снимающим боль.

Человечеству приходилось существовать без столь необходимого предмета как очки довольно долго.

Правда в первой половине ХI века арабский ученый Ибн аль-Хайсам в своих трудах описал увеличивающую линзу, однако практических применений за этим не последовало. Достижения арабских ученых, довольно быстро по тем временам, становились достоянием Запада. Всего через пару веков труд Ибн аль-Хайсама перевели на латынь, и европейские ученые тут же поняли, какие перспективы перед ними открываются. В 1267 г. выдающийся ученый и философ Роджер Бэкон попытался выточить линзы специально для глаз, при этом он использовал горный хрусталь и берилл. К сожалению больших успехов достигнуто не было, но весть о волшебных камнях разнеслась по всей Европе. А в Испании на портале одной из церквей даже изобразили святого Иеронима (рис. 1), глаза которого вооружены такими чудо-камнями.

Рис. 1. Святой Иероним

Первые настоящие очки появились в Италии в конце ХIII века. А вот кто был автором этого изобретения, точно сказать сегодня нельзя. Если вы приедете во Флоренцию, вам расскажут, как однажды, примерно в 1285 г., один стекловар, флорентинец по имени Сальвино д'Амато случайно посмотрел на мир сквозь каплю застывшего стекла и увидел, что она не только увеличивает предметы, но и исправляет погрешности его уже немолодых глаз. Так он изобрел очки. Расскажут вам и о том, что похоронен был сей почетный муж во Флорентийской церкви Санта-Мария Маджоре и на его могиле было написано: «Здесь покоится Сальвино д'Амато, изобретатель очков. Господи, отпусти ему грехи. 1317».

В 1738 г. во Флоренции был издан труд профессора Д. Мани «Исторический трактат об очках на носу», где он торжественно провозгласил Амато автором величайшего изобретения. Однако Карло Роберто Дати, живший в ХII веке, приписывает честь изобретения очков Алессандро дела Спина, монаху из Пизы, умершему в 1312 г. В хронике монастыря сохранилась запись, в которой говорится, что монаха этого все в монастыре любили и очень скорбели, когда он ушел в мир иной, поскольку человеком он был скромным и незлобивым, а еще умел делать очки.

На самом деле родиной очков наверняка была Венеция — столица зеркал и роскошного венецианского стекла.

Но, в общем, сейчас уже не столь важно в каком городе впервые появились очки, кто первый водрузил себе их на нос. Главное то, что очки быстро вошли в моду. Уже в 1300 г. Большой совет Венецианской республики (рис. 2) принял закон, регламентирующей изготовление «камней для глаз» и призывающий уничтожать подделки хрусталя из бесцветного стекла, а в 1305 г. монах-доминиканец Джордано де Ринальдо из Пизы в своих проповедях рассказывал прихожанам о том, как он говорил с человеком, который изобрел очки — предмет, призванный улучшить зрение.

Рис. 2. Большой совет Венецианской республики

«Искусство изготовления очков, — говорит ученый-доминиканец,— одно и самых лучших и необходимых в мире, поскольку помогает нам бороться со слепотой». Вот уже и знаменитому Петрарке врачи прописывают очки — с возрастом ему все труднее и труднее записывать свои страхи. Водружает на нос очки и папа римский Лев Х — понтифик изображен на портрете Рафаэля (рис. 3) с парой венецианских стекол в тяжелой золотой оправе. Он в них читает и даже охотится, привязав к ушам шелковыми тесемками — дабы не потерять.

Рис. 3. Рафаэль. Папа римский Лев Х

Правда, другие отцы церкви полагали, что очки — инструмент дьявола и запрещали верующим использовать это бесовское изобретение, а на гравюрах тех лет можно было нередко увидеть чертей в очках. Многие были уверены, что очки носят колдуны и мошенники. В ХVI—ХVII веках французские дворяне считали очки предметом для черни, а их ношение — дурным тоном, и только в крайних случаях выходили в свет вооруженными этим сомнительным предметом. Великий поэт и ученый Иоганн Вольфганг Гете, плохо видевший в старости и пользовавшийся очками с ручкой, напоминавшей ножницы, полагал, что в обществе приличному человеку не пристало носить очки.

Зато курфюрст саксонский Август регулярно отряжал своих людей в Венецию за очками и за каждое стеклышко платил немалые деньги.

Довольно быстро восприняли моду на очки испанцы, причем в Испании считались символом аристократизма — благородные гранды носили огромные очки окуляры величиной с ладонь и иногда с разными стеклами. Известен такой исторический факт: при встрече испанского короля Филиппа V в Мадриде в 1701 г. 500 придворных дам в качестве украшений нацепили на себя большущие очки в черепаховых оправах, хотя никто из них на зрение не жаловался. Когда же умер король Карл V, среди его вещей обнаружили 27 пар очков!

Из Европы через арабский Восток очки попадали в Китай. Произошло это в эпоху правления династии Мин — XIV—XVII вв. В летописи китайского двора начала XV века говорится, что правитель одной из сопредельных стран преподнес императору Поднебесной десять пар очков, которые были приняты с благодарностью (рис. 4 а,б). Кстати, в Китае изготавливали дымчатые очки из дымчатого кварца.

Рис. 4а Очки Китая


Рис, 4б. Очки Японии

Такие очки носили судьи, дабы скрывать свое отношение к огласившему приговору. В Китае, как, кстати, несколько позднее и среди некоторых африканских племен, стали считать, что очки символизируют мудрость и укрепляют авторитет их обладателя. Иногда для украшения авторитета годились очки и без стекол, зато богато и ярко украшенные. Во многих восточных странах оправы изготавливали из черепашьего панциря (рис. 5) — черепаха считалась символом долголетия, а линзы делали из горного хрусталя, кварца, аметистов и топазов.

Рис. 5. Очки с оправой из черепахового панциря

Конечно же, такие «статусные» очки скорее демонстрировали высокое положение их обладателя, а к коррекции зрения не имели никакого отношения. Иногда считалось необходимым надеть очки и приближенным императоров, но уже по другой причине — к нему, почитавшемуся наместником бога на земле, а то и самим богом, ослепляющим своим светом, можно было приближаться, только защитив глаза от исходящих от него лучей.

К середине XIV века распространяются очки в форме монокля и лорнета (рис. 6), чуть позже появляется дужка для носа.

Рис. 6. Лорнеты

До XVI века пользовались очками лишь дальнозоркие, потом стали делать очки с вогнутыми стеклами для близоруких. Менялась форма и стиль ношения очков. В XV веке пользовались уже проволочные дужки, которые заправляли за уши. Очки приобрели оправу и тот вид, к которому мы все привыкли. Они становились частью жизни, непременным атрибутом, особенно после того, как в Европе научились печатать книги и чтение вошло в повседневный обиход мужчин и женщин. Все чаще на картинах европейских художников появляются дамы в очках, занятые чтением книг, вышиванием или вязанием.

В Россию очки попадали в начале XVII века.

Их привозили из Германии и Голландии. Поначалу они стоили очень дорого, но несмотря на это пользовались большим спросом и служили показателем благосостояния. Так, патриарх Никон имел 8 пар очков, и оправы их были весьма дорогие, сейчас они хранятся в Оружейной палате. Врачей-окулистов тогда не было, и стекла подбирали купцы, продававшие этот товар. Естественно их задачей было всучить покупателю то, что подешевле и похуже, а потому очки частенько не помогали, а мешали людям смотреть на мир. С тех пор (вторая половина XVII века) сохранился забавный исторический документ — письмо царского стольника жене. Он просит супругу купить ему очки, при этом учит, как не стать жертвой обмана хитрого купца, который наверняка будет стараться всучить зеленоватые, мутные стекла вместо хороших, прозрачных.

К разным видам очков и относились по-разному. Пенсне (рис. 7) называли иронически — «зажимом на носу» и считали признаком ложной, показной интеллигентности, хотя еще в XVI—XVIII веках пенсне пользовалось популярностью в высшем свете.

Рис. 7. Пенсне

А вот монокли (рис. 8) были признаком высокомерия и капризности. В статистических журналах конца XIX века монокли непременно высмеивались, зато в XVIII в. они стали необходимым элементом туалета щеголей обоего пола. Правда, монокль надо было уметь носить — изящно, непринужденно. Много усилий производители потратили на то чтобы найти достойный материал для оправы. Из чего ее только не пытались сделать — в ход шли и дерево, рог, кость, кожа, металл. С прогрессом химической промышленности оптики взяли на вооружение различные виды пластмасс.

Рис. 8. Монокль

Производители очков долго мучились и с проблемой крепления очков. Пока в ходу были парики, вопрос решался просто — короткие дужки прижимались ими к вискам. Когда же парики вышли из моды, что только ни придумывали: привязывали очки лентами, тесьмой, но все это было неудобно. Вопрос был решен, когда в середине XIX века изобрели дужки, крепящиеся за ушами. Тогда же очки попали в ведение серьезной медицины: биологи и физики, изучавшие устройство глаза, разработали ныне всем известную систему измерения близорукости и дальнозоркости и ввели единицу, характеризующую стекла очков — диоптрию. «Diopter» — греческое слово, означающее «видящий насквозь». Количество диоптрий определяет фокусное расстояние линзы, корректирующей зрение. Так очки взяли на вооружение офтальмологи, которые уже теперь со знанием дела подбирают нужные нашим глазам очки.

В конце XVIII века по заказу Бенджамина Франклина были изготовлены первые цилиндрические призмы, помогавшие при астигматизме.

С тех пор оптическая промышленность шагнула далеко вперед. Теперь вам изготовят самые разные и самые сложные стекла — сфероцилиндрические, призматические, очки бифокальные — одновременно и для близи и для дали, солнечные, с темными стеклами и очки для подводного плавания.

Современные технологии позволяют производить стекла, подобранные для нужд клиента с высочайшей степенью точности, при этом используются новые материалы, например, легкий пластик. В конце ХХ века у очков появился грозный конкурент — контактные линзы, но вряд ли они вытеснят очки, которые не только помогают смотреть на мир, но и носят имиджевый, статусный характер.

Сегодня многие надевают дорогие очки, даже обладая стопроцентным зрением. Стекла в таких очках — простые, зато форму оправ разрабатывают в самых престижных домах моды, ведь очки в изящной оправе могут стать очаровательным украшением современной женщины и придать ее глазам дополнительный шарм. Это — модный аксессуар, часть туалета. Современной бизнес-леди, деловой даме легче утром нацепить очки в дорогой оправе, чем заниматься макияжем. А молодой специалист имеет все основания полагать, что в очках он выглядит взрослее и солиднее.

Скорее всего, как бы ни были удобны линзы, они никогда не вытеснят очки — ведь это гениальное изобретение так много дает человеку и при этом не только остроту зрения.