ДИАГНОСТИКА НА ПЛАТНОЙ ОСНОВЕ: +7 (499) 488-84-74
Справочная служба МНТК (г. Москва): +7 (499) 906-50-01

Новости

В борьбе за сохранение глаза 10-летней девочки врачам МНТК «Микрохирургия глаза» удалось победить

01 июня 2022

10-летняя Вера К. играла со своей младшей сестрой на улице, когда произошел несчастный случай – проволока случайно попала Вере в правый глаз. Внешне глаз казался неповрежденным, но внутри начался воспалительный процесс. Родители девочки обратились к офтальмологу. Врач назначил лечение, а когда оно не помогло, решили делать операцию. Однако незадолго до госпитализации девочка заболела коронавирусной инфекцией и хирургическую помощь пришлось отложить. Из-за коронавируса у Веры ослаб иммунитет, сильно снизился гемоглобин. А с очень низким гемоглобином оперировать нельзя. К тому же из-за ослабленного иммунитета Вера начала постоянно болеть. Когда удалось победить коронавирус и, наконец, повысить гемоглобин, оказалось, что правый глаз ослеп и вернуть зрение уже невозможно. Более того, появилась угроза второму глазу, так называемая симпатическая офтальмия. И тогда девочку направили в Санкт-Петербургский филиал ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России.

«Когда Вера к нам поступила, её правый глаз уже был слепой и субатрофичный, была отслойка сетчатки и сосудистой оболочки, постоянные воспаления. Кроме того, глаз уменьшился в размере и в таком состоянии находился достаточно длительное время. Это привело к асимметрии всего лица девочки. И вопрос уже стоял – сохранить левый глаз», – пояснил врач-офтальмолог Санкт-Петербургского филиала МНТК «Микрохирургия глаза» Александр Игоревич Шилов.

В МНТК «Микрохирургия глаза» Вера за один день прошла полную диагностику, по результатам которой состоялся консилиум. Оперировать необходимо было максимально быстро. По словам Александра Игоревича, «такие проникающие ранения у детей, повлекшие за собой подобные серьезные последствия – редкий случай». Но, несмотря на это, операция прошла успешно. Оперировал опытный хирург, кандидат медицинских наук Сергей Викторович Сосновский.

«Поначалу были шансы на спасение зрения девочки и коллеги готовы были оперировать. Но из-за ковида и постоянных анемий, соблюдая врачебный принцип «не навреди», врачам пришлось откладывать операцию в интересах девочки – тогда речь шла не о сохранении зрения, а о сохранении жизни. Эта вынужденная задержка привела к тому, что восстановить зрение и, более того, сохранить правый глаз Веры уже стало невозможно. Выход был один – провести заднюю эвисцерацию с формированием опорно-двигательной культи глазного яблока с интраокулярным вкладышем из пористого политетрафторэтилена», – уточнил Сергей Викторович.

Этот вид операции в 2002-2003 гг. Сергей Викторович Сосновский разработал с коллегами в Военно-медицинской академии, будучи военным врачом. В то время он часто оперировал молодых ребят, которые получили травмы глаз в ходе контртеррористической операции на территории Северного Кавказа. У некоторых из них были показания к удалению глаза.

«Удаление глаза – это обезображивающая операция. Это колоссальные косметические и психологические проблемы, а также проблемы с социальной адаптацией. А когда речь шла о молодых людях, пострадавших в ходе боевых действий, то эта проблема увеличивалась в разы. Отсюда и возникла эта операция. Она одновременно решала целый ряд проблем: устраняла все болевые ощущения в глазу и воспалительные процессы, а также риски для второго глаза, которые существуют всегда при тяжелой травме первого, и при этом она обеспечивала полную косметическую реабилитацию человека. Настолько полную, что незнающие люди не догадаются, что у их собеседника не свой глаз», – пояснил Сергей Викторович.

Суть операции заключается в том, что глаз не удаляется полностью. Сохраняется его наружная оболочка с мышцами в местах их естественного прикрепления, что обеспечивает подвижность глаза во все стороны. Удаляется только содержимое глаза, т.е. то, что как раз постоянно болит, воспаляется, рубцуется, снова воспаляется, представляя угрозу для здорового глаза. Взамен удаленным тканям ставится биотропный имплант. Его структура такова, что организм человека не отторгает его, как обычное инородное тело, а «считает его своим» и начинает интегрировать в себя, прорастать сосудами. Последним этапом ставится тонкостенный пластиковый протез. По сути, это пластиковая контактная линза с нарисованным зрачком. Зрачок протезисты подбирают под радужку второго глаза, и дальше человек живет так же, как с обычной близорукостью: встает с утра и ставит на глаз линзу, а вечером её снимает. Правда, в отличие от обычных контактных линз, тонкостенный протез можно не снимать неделями.

Детям такую операцию Сергей Викторович еще не проводил. Однако был уверен в положительном исходе: «У меня сомнений не было ни на секунду. Я точно знал, что справлюсь, и что это решит проблему девочки раз и навсегда, она забудет про офтальмологов и будет жить полноценной жизнью».

Операция длилась 45 минут. Прошла, как и прогнозировали специалисты МНТК «Микрохирургия глаза», успешно. Уже на следующий день Вера как будто ожила, стала активной, начала снова играть и бегать. А когда поставили протез и была достигнута полная косметическая реабилитация – ребенка было не узнать: после многих месяцев боли она, наконец, снова стала счастливой.

Вера вернулась к своей обычной жизни, играет с сестрой и сверстниками, ходит в школу. И никто, кроме её родных, даже не догадывается, что один глаз у Веры «не свой». Специалисты Санкт-Петербургского филиала МНТК «Микрохирургия глаза» отмечают, что на эту операцию есть квоты и сделать её можно бесплатно по полису ОМС, и советуют пациентам с подобными состояниями (травмированный, изуродованный, маленький, слепой глаз) обращаться в клинику по электронной почте pochta@mntk.spb.ru.